Эксперт: кому действительно может принадлежать найденный в Китае «прах Будды»

фoтo: Лилия Шaрлoвскaя

– В принципe пo стaндaртным буддийским прaвилaм любыe пaгoды, чтo в Китae, чтo в Индии, дoлжны были устaнaвливaться обязательно на каком-то прахе Будды, — комментирует ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации Алексей Маслов. — Это мог быть палец, это мог быть зуб. Вот этот священный прах называется сарира. Но так как этих сарир по техническим причинам никогда не хватало, потом начали использовать прах людей, которые так или иначе являлись великими буддистами или были воплощениями Будды. Поскольку формально Будда — это не только тот принц Гаутама, который жил в Индии, Буддой может стать любой человек. Например, в тибетском буддизме вообще есть понятие живой Будда. То необязательно, что речь должна идти о прахе Будды Гаутамы… и хотя они говорят, что это именно Гаутама, установить это невозможно. Установить это может только анализ ДНК, но мы тогда должны знать исходный ДНК Будды, которого у нас нет. В Китай из Индии привозилось очень много вещей, которые назвались сарирами. Это прах Будды, волос Будды. Китайцы принимали их за правду. Но никто это, естественно, не проверял. То есть подделок в Китае было не меньше, чем поддельных плащаниц Христа. Китаю приятнее выдать все это за истинное, но доказательств никаких нет…

Кроме этого археологи из Института культурного наследия и археологии провинции Ганьсу нашли там же 260 статуй. Неизвестно, захоронили ли их вместе со шкатулкой: на ней ничего не упоминается о статуях. Стало известно, что статуи высотой в два метра сделали между 386-534 годами и 960-1279 годами, то есть между периодами правления династии Северная Вэй и империи Сун. Скульптуры изображают буддистских божеств: бодхисаттв (ищущих просветления), архатов (нашедших просветление) и Небесных Царей.

– Это указывает лишь на то, что статус шкатулки был высок, – продолжает эксперт, – но автоматически не указывает на то, что это останки Будды. Ну например, практические во всех крупных китайских храмов даже без этих сарир устанавливались как минимум 18, а по максимуму 250 статуй его ближайших учеников. Как раз бодхисаттв, архатов и так далее. Это просто указывает, что это был высокостатусный ритуальный центр. Я обратил внимание, на то, что для буддизма вообще-то не важно, истинные ли это остатки или нет. Если это место намоленное, оно рассматривалось местными буддистами как сильное место с точки зрения благодати, то для буддиста это не важно. Не важно еще и по тому, что буддисты предполагают, что физическое тело Будды умерло, истлело и было разделено на части. В то время как его духовное тело пребывает вечно и его может ощутить любой человек, который правильно молится или правильно медитирует. И истинность останков отходит на задний план, ей уделяют меньшее значение, чем в христианстве.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.